Один день из жизни жителя средневекового города

Мастерская оружейника
Мастерская оружейника

На улице Кузнечной городка Кембриджа стоял каменный дом с тесовой крышей. На доме был прибит щит с изображением меча. Здесь проживал один из уважаемых городских оружейников – Николаус Бертольт.

 

Начало светать. Свет просочился через узкие окна второго этажа, затянутые пергаментом, и осветил большую кровать, на которой спало всё семейство мастера: он сам с женой, старшей дочерью и сынишкой лет восьми.

Раздались удары колокола городской церкви пресвятой девы Марии. Послышались быстрые шаги по лестнице из мансарды. То подмастерье и ученик торопились на первый этаж – в мастерскую, чтобы разжечь печь. Хозяйка тоже поднялась и пошла на первый этаж, на кухню, разжечь очаг и приготовить завтрак.

Николаус, не торопясь, встал, достал из-под подушки камизу и штаны, оделся, обулся и спустился с детьми вниз.

 

На больших дубовых столах лежали инструменты, на стенах мастерской висели двуручные тяжёлые мечи, длинные кинжалы, секиры и боевые топоры. Между столами, поближе к окнам стояли большие чурбаны с наковальнями. Работа уже кипела. Сопели мехи, подмастерье возился у горнов, ученик таскал со двора уголь в мешках. При виде хозяина работники поклонились ему и пожелали доброго утра. Мастер, довольный их расторопностью, позвал завтракать.

 

На кухне возле очага хлопотала хозяйка. Все уселись за дощатый стол на лавки. И перед ними был водружён медный котелок с дымящейся овсяной кашей. Кратко помолившись, все застучали круглыми ложками. После скорого завтрака мастер с работниками отправился в мастерскую, жена мастера пошла на базарную площадь за овощами и хлебом. Старшая дочь осталась наводить порядок в доме, а мальчик убежал на улицу к друзьям.

 

За час до полудня в мастерскую явился рыцарь. Он со вниманием осмотрел товар, выставленный на продажу на откидном оконном прилавке. Мастер вышел к рыцарю и, поздоровавшись, предложил свои услуги. Рыцарь заказал Николаусу меч для своего сына, готовящегося в рыцари, и дал мастеру эскиз гравировки для рукоятки.

Настал полдень. На обед у семьи и работников были варёные бобы со свиной солониной. Вместо тарелок использовали ячменные лепёшки.

Перед едой хозяин прочитал молитву: «О истинный и прекрасный Боже! Ты щедро одарил епископа своего Дунстана талантами кузнеца и музыканта, мудростью. Молим Тебя, научи нас видеть в Тебе источник всех наших удач и сподоби нас использовать их для лучшего служения Тебе! Именем Иисуса Христа, Господа нашего, что царствует с Тобою и со Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

 

После обеда мастер с работниками продолжил работу над заказами. Ещё приходил к Николаусу старшина его цеха. Николаус показал старшине один из законченных мечей. Старшина внимательно осмотрел лезвие, проверил, нет ли изгиба, хорошо ли укреплена его медная рукоятка – и остался доволен. Старшина объявил Николаусу о сборе денег в цеховом братстве на похороны члена цеха и обсудил предстоящее в этом месяце цеховое празднество в честь их святого покровителя Дунстана.

 

День пролетел в хлопотах. На ужин доедали обеденные бобы, разбавленные овощами. Мастер и подмастерье выпили по кружке эля. Уже с зажжёнными лучинами отправились спать по своим комнатам.

Перед сном сынишка Николауса рассказал отцу о виденном им сегодня наказании возле ратуши: «У позорного столба двое держали и били его розгами. По спине, по спине! Говорят, он на рынке что-то украл. А трубач так трубил, что и криков неслышно было! А толпа какая собралась поглазеть!»

Мать успокоила разболтавшегося мальчика, и после скудных водных процедур с помощью кувшина и таза всё семейство наконец-то улеглось, сложив одежду под подушки. Завтра будет новый день и, Бог даст, не хуже, чем сегодняшний…

 

Write a comment

Comments: 3

Боковая панель

 Приветствую на страницах этого сайта мыслящих и творческих людей, педагогов, музыкантов, художников, путешественников, хранителей семейной истории, борцов за здоровье своих детей!