Когда начинаешь читать повесть Мориса Симашко "Емшан", будто погружаешься в поток сознания средневекового воина. Это примитивный мир человека без корней и привязанностей. Мы считаем его обделённым судьбой, а он видит в этом источник своей силы. Родители и вера в бога, по его мнению, делают человека слабым.
"Ку-у-ке... Слово было связано с человеком в кожаных штанах. Но он никогда не мог вспомнить лица этого человека. Если бы он вспомнил, то знал
бы, откуда в нем это слово...
Человек в кожаных штанах пришел из безвременья. Он был всегда. Штаны его пахли теплой дорожной пылью и морем. Это он помнил.
Потом его били, и он хотел есть. Человека в кожаных штанах уже не было в его жизни. Были другие люди с длинными, рвущими спину бичами и одинаковыми глазами. Справедливые люди, раздающие еду. Те, что рядом, были враги,
вырывающие еду. Ноги, руки, тело становились больше. Нужно было отбирать еду
у других. Он убивал, потому что не отдавали."
Брошенный в жестокий мир, он лучше всех усваивал уроки выживания. Пройдя путь от раба к безжалостному властелину Сирии и Египта, султан Бейбарс остался одиноким, не доверяющим никому человеком. Эту стену, возведённую им из самозащиты, разрушило горькое воспоминание из глубин детства, смешанное с ароматом родины (степной травы емшан)...
В герое Мориса Симашко мы видим очеловечивание зверя в человеке. История даёт писателю свободу действия в домысливании событий жизни исторических персонажей. Кипчакское происхождения султана Бейбарса в руках Симашко становится символическим. Монголы, убив родителей мальчика-кипчака, запустили механизм формирования "камня", о который разбились их попытки проникнуть на Ближний Восток.
Эта повесть с купюрами, соответствующими возрасту, даётся для прочтения учащимся 7 класса по казахстанской программе. Детьми не воспринимается эта череда воспоминаний о примитивной жизни мамелюка, перемежающаяся пейзажными зарисовками. Учитель должен постараться показать талант писателя, сумевшего воссоздать атмосферу эпохи и отпугивающе точно воспроизвести линейное сознание раба, лишённого корней. Самостоятельно дети эту повесть осмыслить не смогут...